суббота, 5 ноября 2011 г.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков

Загнать мяч в ворота
Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
   Вытянуть губы вперед "трубочкой" и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими на столе.
   * Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
   * Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Кто дальше загонит мяч
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, воздушную струю, идущую посередине языка.
   Улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
   * Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
   * Нельзя надувать щеки.
   * Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, рассеянная.
Наказать непослушный язычок
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
   Чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 - 6 раз, произнося "пя - пя - пя", а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 - 10.
Лопатка
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10.
   * Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
   * Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
   * Не высовывать язык далеко - он должен только накрывать нижнюю губу.
   * Боковые края языка должны касаться углов рта.
   * Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".
Лягушка
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.
   Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
   * Прикус должен быть естественным.
   * Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Киска сердится
Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
   Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет "раз" - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет "два" вернуться в исходное положение.
   * Кончик языка не должен отрываться от нижних зубов.
   * Рот не закрывать.
Почистим нижние зубы
Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу- вверх.
   * Нижняя челюсть при этом не двигается.
   * Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
   * Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
   *Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней зубов.
Посчитаем нижние зубки
Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
   Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней .стороны.
   * Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Упрямый ослик
Цель: Вырабатывать умения удерживать губы в улыбке и удерживать кончик языка за нижними зубами.
   Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий